трактор "Сталинец" С60- история создания
1 июня 1933 года из цехов Челябинского тракторного завода, вышла первая партия советских гусеничных тракторов "Сталинец-60". На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорости от 3 до 5,9 км/ч и развивать тяговую мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" . Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. А затем его сменил модернизированный дизельный трактор С-65.
Общий вид трактора С-65
Преимущества дизеля очевидны - он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить такие характеристики, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной системы, которая должна изготовляться с большой точностью. Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами "Даймлер-Бенц" и "МАН" в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе. По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс - испытание дизелей. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ - А. Лебедев. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи. Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся "потомком" моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 16-километровый пробег на площадке завода. Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч. Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы глобальных переделок трактора. Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость передвижения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки. Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля - быстрое закоксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита во вкладышах, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня - с него сошел первый дизельный трактор С-65. в феврале 1938 года - первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки. С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность. Была ещё модификация "Сталинцев" - газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова - Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65. После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое тяжелое для страны время. Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными сельско хозяйственными машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые так же использовали их для бускировки своих орудий средних и крупных калибров.
Технические характеристики Трактора Модель С-60 (С-65) Год выпуска 1933 (1937) Число мест в кабине 2 (2) Масса, т 9520 (11200) Масса прицепа, т ~ до 10 (~ до 10) Габариты, м длина 4,09 ширина 2,395 высота 2,77 клиренс 0,405 Ширина трака, мм 500 Двигатель карбюраторный, 60 л.с. (44,2 кВт) дизельный, 65 л.с.(47,8 кВт) Коробка передач 3 вперёд и 1 назад Мин/Макс. скорость, км/ч 3,0...5,9 вперёд - 3,6...6,97 назад - 2,5 Запас топлива, л 300 лигроин/диз.топ.
|