| Бензопила Дружба история создания 
 
 Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России. Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 - мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э - двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых  трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель бензопилы Дружба способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском дворе России.  
 
  Двигатель Бензопилы Дружба 4
 
 Двигатель бензопилы Дружба 4 состоит из следующих основных сборочных единиц:
 картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,
 цилиндра 15, центробежной фрикционной муфты 17 и имеет системы:
 зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.
 Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости
 его внутренняя рабочая поверхность хромирована.
 Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми
 уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.
 Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты
 установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух
 разрезных чугунных колец 26.
 Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике
 ведущей шестерни редуктора.
 Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-
 шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав
 топливной смеси. 
 
 
 Зажигание бензопилы Дружбы 4
 
 В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод
 зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством  и свеча
 зажигания 10.
 Магнето бесконтактное ЭМ-1
 Принципиальная электрическая схема
 магнето ЭМ-1 
 Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор
 смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода из
 строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.
 Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения
 маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует
 производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом
 необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно
 выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.
 Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С
 (температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при
 эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.
 Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать
 правила эксплуатации бензопилы.
 Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к
 картеру тремя шпильками с гайками 6 .
 Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не
 доходит до В." М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.
 22°, который и является углом опережения зажигания.
 
 На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7
  на магнето ставится риска 3  на переходнике 4. При этом шпильки
 переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.
 Положение переходника в картере фиксируется риской 5  на шпильке и на картере
 двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ
 в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.
 
 Маховик бензопилы Дружба 4 
 Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется
 шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.
 ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита
 (полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.
 Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода
 высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для
 соединения с изолятором 10.
 Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен
 винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,
 осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.
 Свеча зажигания с резьбой ввертываемой части М14><1,25 и размером шестигранника под
 ключ. Нормальный размер зазора между электродами свечи 0,6—0,7 мм.
 
 Система охлаждения бензопилы Дружба 4
 
 Охлаждение двигателя воздушное принудительное. Система охлаждения включает в себя
 крыльчатку 3, отлитую за одно целое с маховиком, крышку картера 2 и дефлектор 1.
 Воздушный поток создается крыльчаткой 3, по каналу, образованному крышкой картера 2
 и картером 24 поступает через дефлектор 1 к цилиндру 15, обеспечивая его охлаждение. Забор
 воздуха производится через защитную решетку крышки картера. 
 Система выпуска
бензопилы Дружба 4
 
 Для снижения шума выпуска отработанных газов и гашения искр двигатель
 укомплектован глушителем 8. 
 Редуктор бензопилы Дружба 4
 
 Редуктор  бензопила дружба состоит из корпуса 5 и двух конических шестерен— ведущей 4 (14
 зубьев) и ведомой 12 (23 зуба),
 На хвостовике вала ведущей шестерни установлена на шлицах ведомая часть фрикционной
 муфты — ступица 8, а на валике ведомой шестерни — ведущая звездочка 13 пильной цепи. На
 корпусе редуктора закреплен зубчатый упор 18, которым упирается бензопила в древесину при
 пилении.
 Смазка подшипников и зубчатого зацепления шестерен производится консистентной смазкой
 Герметичность внутренней полости редуктора обеспечивается резиновыми уплотнителями
 7 и 11. 
 
 Рама
бензопилы Дружба 4
 
 Рама бензопила Дружба состоят из руля 8  с рукоятками и бензобаком 6 и стойки 10. Между собой
 они соединены виброгасящим устройством, состоящим из дружины 9 и шарнирного узла 11.
 Шарнирный узел показан на рис. 9. На нижней части стойки имеется хомут для соединения и
 крепления двигателя и редуктора между собой.
 
 Пильный аппарат бензопилы Дружба 4
 
 Пильный аппарат бензопилы Дружбы 4 состоит из пильной шины 18  с ведомой звездочкой 19 и
 пильной цепи 17. Шина крепится на шпонке редуктора шпилькой 21 и гайкой 22. Натяжение
 пильной цепи регулируется винтом 16 натяжного устройства. Включение, и выключение
 пильной цепи автоматическое центробежной фрикционной муфтой.
 Рабочая длина пильной шины—46 см.
 Пильный аппарат для пиления в горизонтальной плоскости (для валки деревьев) и для
 пиления в вертикальной плоскости (для раскряжевки хлыстов, распиловки дров) переводится
 поворотом редуктора на 60—90° при ослабленном зажиме хомута рычагом эксцентрикового
 зажима 13 .
 
 Стартер
бензопилы Дружба 4
 
 Конструкция стартера приведена на рисунке. При вытягивании троса за рукоятку 11 при
 пуске бензопилы валик 4, вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, который входит в зацепление
 с храповиком двигателя и вращает коленчатый вал. При этом пружина 8 закручивается. После
 пуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя, а пружина
 8, раскручиваясь, производит намотку троса на барабан.
 
 
 Система питания
бензопилы Дружба 4
 
 Система питания бензопилы состоит из бензобака 6  с отстойником,
 топливного крана 5 с фильтром, карбюратора КМП-100АР  или КМП-100У, бензопровода 4 и воздушного фильтра 12 .
 Очистка топлива от механических примесей осуществляется сетчатыми фильтрами 2
 и 16 .
 Воздушный фильтр осуществляет очистку воздуха, поступающего к карбюратору Дружбы 4 от
 опилок и грязи. Работать с неисправной сеткой воздушного фильтра не рекомендуется.
 Карбюратор Дружба 4 КМП-100АР  беспоплавковый мембранный, состоит из
 следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10
 с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8, с иглой 4 и стаканчиком 6, троса
 управления дросселем и воздушного фильтра 5.
 Уровень топлива в топливной камере при работающем двигателе поддерживается
 диафрагмой 10, путем воздействия ее на пружину 11 и на рычаг с клапаном 14, за счет разности
 между атмосферным давлением и давлением в топливной камере.
 Количество рабочей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, определяется положением
 дросселя 8 с иглой 4 в корпусе диффузора.
 Кнопка 12 служит для заполнения топливом карбюратора перед пуском двигателя.
 По каналам, проходное сечение которых регулируется винтами 3 и 15 топливо поступает к
 распылителям. Распыленное топливо (рабочая смесь) за счет вакуума поступает в картер,
 откуда при движении поршня к Н. М. Т. по каналам цилиндра поступает в надпоршневое
 пространство.
 
 
 
 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бензопилы Дружба 4
 
  Бензопила в сборе «Дружба-4М Электрон» 
 Сухая масса бензопилы без стартера, кг 12,5
 Движение бензопилы при валке справа налево
 Производительность пиления, cм2/с 75
 Скорость резания при частоте вращения
 коленчатого вала=5000—5400 мин-1
 (расчетная), м/с 9,6
 Система смазки пильной цепи автоматическая
 Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках
 бензопилы, м/с2, не более13,67
 Уровень звука дБА, не более 105
 Габаритные размеры:
 длина 865
 ширина 460
 высота 500 
 Двигатель бензопилы Дружба 4
 Диаметр цилиндра 48
 Мощность двигателя после 25-часовой обкатки
 в эксплуатации, кВт, (л. с.) 3 (4±0,5)
 Расход топлива на режиме максимальной
 мощности, г/кВт-ч (г/л. с. ч.), не более 720 (530)
 |