| 
История создания  
Автобуса ПАЗ 3205

 
 История  создания модели автобуса Паз
Прообразом знаменитого  современного автобуса ПАЗ-3205  был ПАЗ-665 - был разработан на Павловском автобусном заводе в 1966 году. Этот автобус был  в двух исполнениях - городской ПАЗ-665 с двумя двустворчатыми дверьми и туристический ПАЗ-665Т с одной дверью, и то открывавшейся вручную, и комфортными  междугородными сиденьями в салоне. По кузову и компоновке салона автобус отдаленно напоминал будущую модель ПАЗ 3205. В 1967 году туристический автобус ПАЗ-665Т принимал активное  участие в международном автосалоне во Франции, где был отмечен Большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму, призом отличия и медалью автосалона.
 
 
 
 Тем временем, на заводе готовили  ПАЗ-672, разработанный несколькими годами ранее. Поэтому мысль  о запуске в серийное производство  созданного автобуса не нашла поддержки в Министерстве автомобильной промышленности и ПАЗ-665 так и остался экспериментальной моделью.
 
 После модели  Паз 665 последовали другие экспериментальные автобусф, компоновка которых была идентична будущему ПАЗ-3205. В начале семидесятых  годов спроектировали автобус ПАЗ-3202, а в 1975 году появилось сразу несколько 
опытных
экземпляров   ПАЗ-3203 (городской), ПАЗ-32033 (пригородный) и ПАЗ-3204 (повышенной проходимости). Их планировали запустить в серийное производство   уже  в 1979 году. Но Возникли трудности на заовде Лихачева, которые помешали этому.
 
 Для выхода из  ситуации было решено использовать  узлы и агрегаты ГАЗа - так появилась следующая модель, ПАЗ-3205. На ее создание ушло еще несколько лет и  только в  1981 году были выпущены первые опытные образцы  ПАЗ-3205 с одной автоматической и одной ручной дверью и ПАЗ-32051 с двумя автоматическими дверьми. Тем не менее, модели были ещё сырые и требовали дальнейшей доработки. Только  в 1986 году на Павловском автозаводе было организовано мелкосерийное производство ПАЗ-3205, а полностью отказаться от производства морально устаревшей 672-ой модели завод смог лишь в 1989 году.
 
 ПАЗ-3205 серьёзно отличался от своего предшественника более просторным, комфортабельным салоном и большой площадью остекления кузова. Тем не менее, автобус проигрывал по сравнению с предыдущей опытной моделью, ПАЗ-3203, поскольку ГАЗовские агрегаты были менее надежными, чем агрегаты  ЗИЛа. На автобусе был установлен двигатель ЗМЗ-5112, мощностью 125 л.с., что лишь на 10 л.с. больше, чем у ПАЗ-672, коробка передач грузовика ГАЗ-3307, мосты и тормозная система производства ГАЗа, рулевой механизм МАЗа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 С 1989 по 1991 годы автобусы ПАЗ-3205 поставлялись практически во все уголки СССР они должны были заменить собой 672-ю модель. Но распад Советского Союза и последующий экономический кризис стал причиной резкого спада производственных мощностей на Павловском автозаводе. Несмотря на это, в 1991 году на конвейер была запущена городская модификация ПАЗ-32051, а в 1995 - автобус ПАЗ-3205-07 с дизелем  ММЗ Д-245.7 белорусского производства.
 
 Во второй половине девяностых годов объём производства Павловского завода существенно возрос . Благодаря свей дешевизне, ПАЗы постепенно стали вытеснять с городских улиц автобусы большой вместимости, так как у перевозчиков зачастую не было средств для закупки более вместительных автобусов. В то же время в конце девяностых годов участились случаи ДТП с участием  автобусов ПАЗ-3205. Случалось это из-за ненадежной пневмогидравлической тормозной системы, а также нарушения правил эксплуатации автобусов некачественное техническое обслуживание, перегрузка и т.п.
 
 В 2000 году на заводе начали производство более надежных модификаций ПАЗ-32053 (однодверный) и ПАЗ-32054 (двухдверный)  с мостами Рязанского завода автоагрегатов (РЗАА) и, самое главное, новой пневматической тормозной системой. В 2002 году автобусы ПАЗ-32053/32054 были оснащены ABS, и, помимо мостов РЗАА, стали комплектоваться также мостами Канашского автоагрегатного завода (КААЗ). Следует отметить, что колея передних колес у машин, оснащенных мостами РЗАА, шире, чем у тех, на которых стоят мосты ГАЗ и КААЗ. ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054 постепенно вытеснили ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051.
 
 В 2002 году небольшие изменения произошли с дизайном автобусов. Задняя аварийная дверь автобусов ПАЗ-3205 и ПАЗ-32053, ранее по высоте находившаяся на уровне пола автобуса, увеличена до уровня дорожного просвета,  и при этом уменьшены размеры окна аварийной двери. Поручни в салоне автобуса стали изготавливать с желтым полиуретановым покрытием.
 
 В начале 2007 года автобусы ПАЗ-3205 подверглись  ещё 
более
 серьезной модернизации. Прежде всего, ненадежные отечественные детали заменили импортными. Вместо белорусской ABS "Экран" и украинского компрессора, часто выходивших из строя, стали использоваться немецкие агрегаты. Стыки кузова стали проклеивать специальной лентой для защиты от коррозии, а передок получил новую пластмассовую облицовку серого цвета. Изменения коснулись  и салона автобуса. На пол постелили  пропитанную фанеру, стены вместо ДСП обшили пластиком, а двери стали делать из оцинкованной стали и с защитными профилями стекол. Кабину водителя отделили от салона неполной перегородкой, переключатель света фар перенесли с пола на рулевую колонку, поставили зеркала с электроподогревом. Появилась возможность заказать цветовое решение экстерьера и интерьера (окраска кузова, включая пластиковые детали экстерьера, рабочее место водителя, внутренние панели боковин и потолка, пассажирские сиденья) в соответствии со схемой окраски и отделки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Несмотря на недавние изменения в лучшую сторону, ПАЗ-3205 уже давно морально и технически устарел. КПП от грузовика ГАЗ-53, прожорливый карбюраторный двигатель ЗМЗ, соответствующий лишь нормам Евро-1 и "тракторный" дизель ММЗ - все это, вместе с устаревшим дизайном автобуса давно требует замены. Павловский завод имеет целый ряд современных разработок, призванных заменить ПАЗ-3205 - в частности, автобусы модельного ряда ПАЗ-3203/3204 и автобус ПАЗ-3237. Проблемой является сравнительно  высокая стоимость этих машин поэтому  автоперевозчики  предпочитают покупать дешевый ПАЗ-3205.
 
 
 Заводская окраска автобусов Паз
Стандартная окраска первых ПАЗ-3205 была красной с белой юбкой. Но уже с 1991 года стали применять различные цветовые варианты окраски, в основном белый цвет с разноцветными полосами, различными по ширине. С 2002 года стандартным для ПАЗов стал однотонный белый цвет с самоклеющимися полосками разных цветов по бортам кузова. Модернизация 2007 года  повлияла на схему окраски ПАЗа. Теперь автобусы красят в светло-зеленый, бежевый и светло-серый основные цвета с полосками различного цвета на бортах.
  
 
 Модификации автобуса ПАЗ-3205
В базовый индекс модели заложена информация о количестве и типе дверей пассажирского салона и типе тормозной системы, устанавливаемой на автобусе.
 
 ПАЗ-3205   с одной автоматической передней дверью и аварийной ручной задней. Оснащен гидропневматическими тормозами и мостами ГАЗ. Со второй половины девяностых годов выпускался под индексом Паз 3205-110. В настоящее время снят с производства.
 
 ПАЗ-32051 - Двухдверный вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускавшийся серийно с 1991 года. Со второй половины девяностых годов выпускался под индексом Паз 32051-110. В настоящее время снят с производства.
 
 ПАЗ-32052 - Маршрутное такси на базе автобуса ПАЗ-3205 (опытная модификация). Всего было построено три машины с этим индексом. Первая из них появилась в 1997 году и отличалась от серийных ПАЗ-3205  наличием газобалонного оборудования. Два других экземпляра, построенные в 2001-2002 годах имели более серьезные отличия. В салон вела одна четырехстворчатая дверь, увеличенная в два раза по сравнению с дверями ПАЗ-3205, Паз 32051 и расположенная в базе автобуса. Остекление автобуса было изменено, а над лобовым окном был расположен маршрутоуказатель. Последняя машина, построенная в 2002 году, к тому же имела измененный дизайн передка и тонированные стекла. В 2002-2004 годах она была представлена на нескольких российских автовыставках. Тем не менее, в серийное производство модификация ПАЗ-32052 так и не пошла из-за отсутствия заказов.
 
 ПАЗ-32053 - Модернизированный автобус ПАЗ-3205, отличающийся от базовой модели более надежными пневматическими тормозами. На автобус также устанавливаются мосты РЗАА или КААЗ. Базовая модификация оснащена карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10.
 
 ПАЗ-32054 - Двухдверный вариант автобуса ПАЗ-32053.
 
 К базовому индексу модели через тире приписывается двухзначный индекс модификации, первая цифра которого указывает на предназначение автобуса, а вторая - на тип двигателя (исключение - газобаллонный ПАЗ-3205-10).
 
 ПАЗ-3205-10 - Автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
 
 ПАЗ-3205-20 - Грузопассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объемом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест  16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует - ее функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объем грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 куб. м.
 
 ПАЗ-3205-30 - Автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъемником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
 
 ПАЗ-3205-40 - Самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса
 ПАЗ-3205. В Семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века Советский Союз осуществлял значительные объемы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-ой модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществится - на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
 ПАЗ-3205-50 - Вариант "Люкс", разработанный в начале девяностых годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объемом около 2 куб. м. в задней части салона.
 
 ПАЗ-3205-60 - Северный вариант автобуса был разработан еще в  восьмидесятые годы, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984-ом году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная - от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
 
 ПАЗ-3205-70 - Изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя - выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
 
 
 Спецавтобусы ПАЗ-3205 - в зависимости от пожеланий заказчика могут быть изготовлены специальные автобусы ПАЗ-3205 по индивидуальным проектам. Среди услуг по доработке автобуса - установка мягких сидений, перегородок, кондиционеров, индивидуальной вентиляции и освещения, стереосистемы и видеосистемы, стационарных столиков и многое другое. По спецзаказам на Павловском автозаводе могут быть произведены пожарные, штабные, представительские автобусы, автобусы-кемперы и спецлаборатории.
 
 
  
 
 
 
 
 В зависимости от типа двигателя существуют следующие индексы модификаций:
 
 ПАЗ-3205-03 - Автобусы, оснащенные польскими дизельными двигателями Andoria.
 
 ПАЗ-3205-04 - Автобусы, оснащенные дизельными двигателями Deutz.
 
 ПАЗ-3205-05 - Автобусы, оснащенные дизельными двигателями Cummins.
 
 ПАЗ-3205-07 - Автобусы, оснащенные белорусскими дизельными двигателями ММЗ Д-245.7. Первые автобусы, выпущенные в 1995 году, имели индекс ПАЗ-3205-70. Среди всех модификаций, оснащенных дизельными двигателями, ПАЗ-3205-07 получил наибольшее распространение из-за невысокой стоимости белорусского силового агрегата.
 
 ПАЗ-320507 - Экспортные автобусы, вариант для стран с жарким климатом. От стандартных автобусов отличаются большими форточками, занимающими 2/3 окна, иной конструкцией вентиляционных люков на крыше и несколько измененным дизайном передка. Поставки таких автобусов ведутся во Вьетнам, Узбекистан, Казахстан и т.д.
 
 
 
 
 
 Автобусы, созданные на базе ПАЗ-3205 
ПАЗ-3206 - Полноприводный вариант автобуса ПАЗ-3205, первые опытные образцы которого появились в 1986 году. В отличие от ПАЗ-3205, его полноприводная версия до сих пор выпускается с мостами ГАЗ, гидропневматическими тормозами и без ABS. Существует несколько модификаций этого автобуса, в частности, школьный автобус ПАЗ-3206-70.
 
 ПАЗ-3798 - Изотермический фургон на базе автобуса ПАЗ-3205.
 
 ПАЗ-3975 - Передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
 
 ПАЗ-4234 - Автобус с удлиненной базой, созданный на основе ПАЗ-3205.
 
  
 
 
 Техническая характеристика автобусов ПАЗ-3205:
| Габаритные размеры | 
|---|
 | Длина, мм | 7000 |  | Ширина, мм | 2500 |  | Высота, мм | 2960 |  | Колесная база, мм | 3600 |  | Передний свес, мм | 1274 |  | Задний свес, мм | 2126 |  | Передняя колея, мм | 1930 |  | Задняя колея, мм | 1690 |  | Дорожный просвет, мм | 320 |  | Ширина  пассажирской двери, мм | 726 |  | Высота пола салона от уровня дороги, мм | 875 |  | Высота потолка в салоне, мм | 1695 |  | Масса и наполняемость автобуса | 
|---|
 | Масса полностью снаряженного автобуса, кг | 5130-5380 (в зависимости от модификации) |  | Полная масса автобуса, кг | 7610-8390 (в зависимости от модификации) |  |  | ПАЗ-3205/32053 | ПАЗ-32051/32054 | 
|---|
 | Количество мест для сидения | 21-26 | 19-24 |  | Общее количество мест | 37-41 | 38-42 |  | Двигатель и КПП | 
|---|
 |  | ПАЗ-32053/32054 | ПАЗ-32053-07/32054-07 | 
|---|
 | Марка силового агрегата | ЗМЗ-5234.10 | ММЗ-245.7 |  | Тип двигателя | карбюраторный | дизельный |  | Количество и расположение цилиндров | 8 V | 4 R |  | Рабочий объем двигателя, л | 4,67 | 4,75 |  | Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 96 (130) при 3200 об/мин | 90 (122) при 2200 об/мин |  | Крутящий момент, Нм | 314 при 2250 об/мин | 424 при 1300 об/мин |  | Соответствие нормам токсичности | Euro-2 | Euro-2 |  | Расход топлива, л/100 км | 20,5 | 19 |  | КПП | ГАЗ-3307-1700010 | ПАЗ-3206-70 |  | Тип КПП | механическая | механическая |  | Количество ступеней КПП | 4 | 5 |  |  | 
|---|
 | Рулевое управление | МАЗ-64229 с гидроусилителем |  |  | 
|---|
 | Тормозная система |  |  | рабочая: | пневматический двухконтурная с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех
 колес - барабанные, ABS
 |  | запасная: | один из контуров рабочей тормозной системы |  | стояночная: | привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес
 |  |  | 
|---|
 | Вентиляция салона | естественная, через люки и форточки боковых окон
 |  | Система отопления салона | ПАЗ-32053/32054: Воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя
 ПАЗ-32053-07/32054-07: Жидкостная, от системы
 охлаждения двигателя, независимый подогреватель
 |  | Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 90 |  | Емкость топливного бака, л | 105 |  | Минимальный радиус разворота, м | 7,6 |  |