Ремонт рулевого редуктора Заз 966-968
Разборка
Разборка, сборка и регулировка рулевого механизма. При разборке рулевого механизма необходимо:
-отвернуть пробку 14 маслоналивного отверстия и слить из картера масло;
-отвернуть болт 4 соединительного устройства рулевого вала 5 с червяком 9 и легкими ударами молотка по шлицевой втулке в осевом направлении рассоединить червяк с валом. Отвернуть болты 10 крепления крышки картера и, осторожно (во избежание повреждения прокладки) приподнимая крышку, вынуть вместе с крышкой 2 вал 20 рулевой сошки;
-вставить отвертку в прорезь регулировочного винта 12, отвернуть стопорную гайку 11 и, вывернув регулировочный винт 12 из крышки 2, отсоединить вал 20 рулевой сошки от регулировочного винта:
-снять шайбу 13 с регулировочного винта 12 и прокладку с картера; отвернуть на один-два оборота стопорную гайку 7, затем вывернуть регулировочную пробку 6, вынуть червяк 9 вместе с наружным кольцом подшипника, сепаратором нижнего подшипника и сепаратором верхнего подшипника червяка;
-выпрессовать из картера наружную обойму верхнего подшипника червяка, вынуть манжеты 17 вала сошки и вала червяка, выпрессовать с помощью оправки диаметром 26 мм из картера втулку 15 вала сошки и при помощи съемника или путем расточки на токарном станке снять втулку 15 вала сошки с крышки 2, при обнаружении износа ролика 22 вала сошки засверлить один из концов оси 21 ролика сверлом диаметром 9 мм на глубину 4-5 мм и с помощью оправки диаметром 7-8 мм, упирающейся в дно высверленного отверстия, выбить или выпрессовать ось ролика. Затем, пользуясь круглым прутиком как рычагом, вынуть ролик из паза сошки.
Сборка
Сборку рулевого механизма следует вести в обратной последовательности, руководствуясь следующими указаниями:
При замене втулок 15 вала рулевой сошки запрессованные новые втулки развертывать до диаметра 23+0,050-0,080 мм. Манжеты картера рулевого механизма запрессовывать при помощи оправки диаметром 23 мм. Причем манжета вала сошки запрессовывается пружиной внутрь картера, а манжета червяка — пружиной наружу.
Затяжку подшипников червяка 9 регулировать до сборки и установки вала рулевой сошки с роликом в картер. Для этого затянуть регулировочную пробку 6 до отказа, затем отпускать ее до тех пор, пока червяк не будет свободно вращаться без осевого люфта в подшипниках. Навернуть на регулировочную пробку стопорную гайку 7 и убедиться в том, что регулировка не изменилась. Затяжку подшипников контролируют замером момента, необходимого для проворачивания вала. Момент затяжки должен быть 3-5 кгс/м
Для обеспечения надлежащего (не превышающего 0,05 мм) зазора между головкой регулировочного винта 12 и шайбой 13 в Т- образном пазу головки вала 20 сошки винт 12 и шайбу 13 подбирают друг к другу.
Между стенками Т-образного паза и головкой винта 12 с шайбой 13 не должно быть ощутимого зазора и в то же время винт должен свободно вращаться от усилия пальцев. При значительной выработке винта или паза головки вала сошки необходимо измерить размеры паза и головки винта и изготовить утолщенную каленую шайбу (твердость HRC 45-50).
Вал рулевой сошки собирать с крышкой картера рулевого механизма необходимо в следующей последовательности: надев шайбу 13 на конец регулировочного винта 12, ввернуть винт в резьбовое отверстие крышки 2 так, чтобы можно было отверткой вывертывать винт при надетом вале сошки. Затем вставить головку винта 12 с шайбой 13 в Т-образный паз головки вала 20 сошки. Слегка смазать вал сошки маслом для двигателя и, вращая винт с помощью отвертки, ввести цилиндрический конец вала 20 рулевой сошки до упора в отверстие втулки 15 в крышке, затем навернуть на пять-шесть ниток на регулировочный винт гайку. Для предотвращения повреждения кромки манжеты 17 вала сошки острыми краями шлиц вала необходимо перед установкой вала в картер отжать кромку манжета сальника с помощью приспособления.
Рис. 123. Рулевой механизм: 1 — картер; 2 — крышка картера; 3 — болт крепления картера; 4 —болт клеммного соединения; 5 — вал рулевого управления; 6 — регулировочная пробка; 7, 11 — контргайки; 8 — подшипник; 9 — червяк рулевого механизма; 10 — болт крышки; 12 — регулировочный винт; 13 — регулировочная шайба; 14 — пробка; 15 — втулка; 16 — уплотнитель; 17 — манжета; 18, 23 — шайбы; 19 — гайка; 20 — вал сошки; 21 — ось ролика; 22 — ролик; 24 — болт; 25 — регулировочные шайбы.
Рис. 124. Оправка для выпрессовки втулки вала рулевой сошки: 1 — оправка; 2 — ручка
Рис. 125. Приспособление для отжатия кромки манжеты сошки при сборке рулевого механизма: 1 — приспособление; 2 — манжета; 3 — картер; 4 — вал сошки.
Вал сошки устанавливают в среднее положение и, вращая регулировочный винт 12 (см. рис. 123), выбирают зазор в зацеплении червяка и ролика. Беззазорное зацепление червяка с роликом должно быть в пределах поворота червяка на угол 45° вправо и влево, отсчитывая от среднего положения, соответствующего среднему положению сошки. Это обеспечивается регулировкой бокового зазора в зацеплении червячной пары с помощью регулировочного винта. Найденное положение винта 12 фиксируют, затягивая стопорную гайку.
Следует предостеречь от излишне тугой затяжки подшипников червяка, а также от излишне малого бокового зазора в зацеплении червяка с роликом. Это приводит к ускоренному износу червяка и ролика или к разрушению их рабочих поверхностей. Кроме того, «тугой» рулевой механизм противодействует автоматической стабилизации передних колес и тем самым ухудшает устойчивость автомобиля, что выражается в плохом держании дороги. При правильной сборке и регулировке
рулевого механизма момент на ободе рулевого колеса, требуемый для вращения рулевого вала, не должен превышать 1кгс-м
Соединяют вал 5 рулевого механизма с червяком 9 так, чтобы шлицевая часть червяка вошла во втулку вала до совмещения проточки на червяке с отверстием соединительной втулки. Завертывают во втулку вала болт 4 (момент затяжки 3.-.3,5 кгс-м).
|