Модернизация мотора отопителя ЗАЗМногие владельцы автомобилей Заз 966, Заз 968, Заз 968а и конечно Заз 968м, часто сталкиваються с проблемой эксплуатации его отопителя, такими как сильный шум, недостаточная производительность, необходимость частых переодичных обслуживаний. Частично избежать проблем с отопителем поможет модернизация его электромотора. Данная переделка, не требует особых навыков и большого количества токарно-фрезерных работ, поэтому доступна практически любому автолюбителю, который имеет навыки ремонта и эксплуатации автомобиля Заз 968м. Почти все работы можно производить дома, "на коленке" используя подручные средства и материалы. Главное в этом дел, аккуратность и воля к победе. Для начала, нам потребуется снять отопитель с автомобиля. Для снятия отопительной установки необходимо предварительно отсоединить аккумуляторную батарею. Отсоединить резиновые шланги от отопителя, затем снять защитные щитки, отсоединить все подключенные провода, затем открутить 2 болта крепления отопителя и наклонив верх отопителя на себя извечь его из автомобиля. Для разборки отопителя отверните соединительную гайку трубки и два болта крепления регулятора подачи топлива, снимите регулятор подачи топлива. Снимаем соединительную панель и подходящие к ней провода,выворачиваем температурный переключатель. Отворачиваем накальную свечу и патрубок забора воздуха. Отворачиваем винты крепления крышек и кожуха, разъединяем их, извлекаем теплообменник и электродвигатель. Рзобранные детали внимательно осматриваем на предмет повреждений, в случае дефекта ремонтируем или заменяем на новые. Затем детали отопителя промываем в бензине и продумаем сжатым воздухом. Особое внимание уделите очистке теплообменника от нагара, так как от этого напрямую зависит качество работы отопителя. Модернизируем мотор отопителя Заз 968 с целью увеличения его надежности, производительности, снижения шума, и электропотребления, за счет уменьшения потерь на трение во втулках. Модернизированный мотор потребляет меньший ток. Снижается количество профилактических работ, так как исключается необходимость постоянно смазывать втулки. У крытого подшипника достаточное количество смазки находится уже внутри и рассчитано на весь срок его службы, а так как нагрузки на него небольшие, то у него будет высокий ресурс.
Втулки скольжения заменяем на подшипники, очень хорошо подошли для этого крытые подшипники используемые в фотокондукторе принтера Epson AcuLaser C1100, можно поискать аналогичные размером 6Х13Х5, главное чтоб у них был закрытый тип корпуса.
Снимаем пластиковую крыльчатку, с особой осторожностью, чтоб не повредить детали. Снимаем металлическую крыльчатку с другой стороны, для чего выворачиваем стопорный винт. После чего выворачиваем два болта крепления мотора к корпусу и извлекаем мотор.
Выворачиваем 2 болта которые соединяют половинки мотора и половиним его, обращая особое внимае на статор, чтоб не повредить его обмотки.
Аккуратно разбираем мотор, срезаем заклепки которые фиксируют прижимные пластины втулок. Детали желательно маркировать, чтоб не перепутать их местоположение при сборке. Очищаем все детали от загрязнений мягкой тканью. Промываем чистым этиловым спиртом и продуваем сжатым воздухом.
Если втулки вала изготовленны из бронзы то можно расточить под посадку подшипника их, если они бронзо-графитовые ( как в моём случае), то расточить их не получится, так как они очень хрупкие, и даже если расточить то подшипник не будет в них нормально держаться. Поэтому изготавливаем точно такие же втулки, но с посадкой под подшипник из бронзы, латуни, алюминия или сплава ДТ16Т.
Сборку производим в обратном порядке, фетровые прокладки пропитываем небольшим количеством машинного масла, приклепываем пружинные пластины и щеточный узел к половинкам корпуса мотора. Для этой цели можно применить и болты с гайками, но они менее надежны. Особое внимаение обращаем на осевой люфт ротора мотора, для его устранения подкладываем шайбы необходимой толшины. После сборки вал должен легко вращаться, без заеданий, и не иметь осевого люфта, в противном случае повторяем регулировку шайбами разной толщины
Теперь изготавливаем новую крыльчатку и втулку для её крепления на штатное место. Крыльчатка взаимствуется от компьютерного вентилятора диаметром 120мм. У новой крыльчатки удаляется ось, которая располагается по центру, удаляется магнитное кольцо и сверлятся 2 отверстия для крепления к переходной втулке. Всё что осталось от вентилятора не выбрасываем, ещё пригодится. Сама втулка изготавливается из любого доступного материала, это может быть жесткий пластик, карболит или алюминий. Втулка протачивается по внутренний диаметр новой клыльчатки, в центре сверлится отверстие под вал мотора, сбоку нарезается резьба, для фиксирующего винта лучше его сделать потайным, обрезав головку от обычного болта и проточив с одной стороны шлиц под отвертку, в другой стороны снимаем фаску, для более надежной фиксации. С торца сверлится 2 отверстия и нарезается резьба, для крепления новой крыльчатки. Если есть желание все винты перед окончательной сборкой, обработать небольшим количеством "фиксатора резьбы". Теперь прикручиваем алюминевую крыльчатку с другой стороны вала. Вставляем модернизированный мотор в корпус, обращаем особое внимание на резиновое уплотнительное кольцо внутри, при необходимости заменяем его новым, или аналогичным, оно обеспечит надежную фиксацию, и погасит лишние вибрации. Фиксируем мотор двумя гайками. Всё готово, проверяем, и наслаждаемся результатом !
То что осталось от компьютерного вентилятора, и старую крыльчатку отопителя жалко выкидывать, поэтому в Крыльчатке удаляется часть ребер жесткости, и на их место устанавливается магнитное кольцо. В центр крыльчатки подбирается подходящая ось.
Теперь у нас получился модифицированный мотор отопителя, с улучшенными характеристиками, и как бонус, ручной работы, эксклюзивный, компьютерный вентилятор, и ничего не пропало напрасно, всё в дело, всё с пользой. Теперь новые девайсы долго будут радовать вас, как своими замечательными характеристиками, так и своим нестандартны видом. |