Немного теории:
Коленчатый вал — деталь сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их в крутящий момент. Составная часть кривошипно-шатунного-механизма (КШМ).
Коренная шейка — опора вала, лежащая в коренном подшипнике, размещённом в картере двигателя.
Шатунная шейка — опора, при помощи которой вал связывается с шатунами
Щёки — связывают коренные и шатунные шейки.
Передняя выходная часть вала (носок) — часть вала на которой крепится зубчатое колесо или шкив отбора мощности для привода газораспределительного механизма (ГРМ) и различных вспомогательных узлов, систем и агрегатов.
Задняя выходная часть вала (хвостовик) — часть вала соединяющаяся с маховиком или массивной шестернёй отбора основной части мощности.
Противовесы — обеспечивают разгрузку коренных подшипников от центробежных сил инерции первого порядка неуравновешенных масс кривошипа и нижней части шатуна.
Коленчатый вал двигателя 21126 вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу. Радиус кривошипа коленчатого вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя мод. 2112, за счет чего ход поршня увеличился с 71 до 75,6 мм. Для различия валов на одном из противовесов коленчатого вала двигателя ВАЗ-21126 отлита маркировка «11183». На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительных валов и шкив привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод (венец).
Коленчатый вал двигателя 21126 не имеет посадки под подшипник первичного вала коробки переключения передач.
Поэтому, если есть необходимость агрегатировать данный двигатель с другой КПП, придется расточить КВ под установку необходимого подшипника. Рекомендую устанавливать шариковые закрытые подшипники. Их легче приобрести, легче установить. Не желательна установка игольчатых подшипников, так как в данном случае поверхность, по которой вращается подшипник не предназначена для этого, и данный узел будет крайне ненадежным. Так же не советую использовать втулки скольжения, хотя их проще всего установить. При установке втулки мы сталкиваемся с проблемой смазки. Поэтому оптимальным считаю установку именно шарикового подшипника. В моём случае, диаметр первичного вала коробки скоростей 17мм. поэтому подбираем подшипник с внутренним диаметром 17мм, и внешним 35мм. И высотой 10мм, чтобы как можно меньше выбирать метала, дабы излишне не ослаблять конструкцию. Для этих целей лучше всего подошел закрытый подшипник 17х35х10 80103
или 6003-2Z. Для тех кто будет устанавливать данный двигатель с коробкой от Заз 968м и Ваз 2101-07 Придется подобрать другой подшипник с внутренним диаметром 15мм. Это может быть как родной подшипник первичного вала 2101, так и подшипник генератора 2110. На фото для сравнения изображен ещё игольчатый подшипник с внутренним диаметром 15мм. Подшипник 6202 35х15х11 и Подшипник 35х15х14 62202
Далее самое главное определиться с глубиной посадки подшипника. Посадка должна быть не полной, так как на выступающую часть подшипника будет одеваться и центроваться коленвал. Так же возможно придется несколько расточить место под выступающий из подшипника первичный вал коробки.
В моем случае подшипник высотой 10мм посажен на глубину 8мм. Под первичный вал расточено отверстие, диаметром 18мм и снята фаска для облегчения процедуры извлечения подшипника. Внутри отверстия проточен центровочный конус, как положено. На чертеже это хорошо видно.
|