Ваз 1111 Ока история создания автомобиля Автомобиль Ваз 1111
Ока начали разрабатывать в конце 1970-х годов на Серпуховском автомобильном
заводе СеАЗ для замены морально устаревшей мотоколяски СЗД. Потом разработку
передали на «АвтоВАЗ», где проект из мотоколяски превратился в полноценный
автомобиль.
Прототипом Оки считается японский микроавтомобиль Daihatsu
Cuore образца 1980 года, дизайн кузова, силовой агрегат и ходовая часть и ряд
технических решений был разработан заново.
Изначально Оку, как и Daihatsu Cuore, хотели оснащать
трех-цилиндровым двигателем новой конструкции, но из-за его неготовности и
сложности изготовления, к моменту начала
производства автомобиля был применён двех-цилиндровый двигатель, так как его
было гораздо проще изготавливать. Это половинка 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108
оснащённый двумя балансировочными валами и противовесами на маховике и шкиве.
Основные узлы унифицированы от двигателя
Ваз 2108.
Первые макеты нового автомобиля были созданы в октябре 1982
года. После этого были произведены три опытных серии автомобиля. В начале 1987
года была выпущена опытно-промышленная партия ВАЗ-1111. Серийное производство
Оки началось в 1988 году.
Ока прошла весь комплекс испытаний. Одно из последних
проходило в горных условиях на Военно-Грузинской дороге.
Особенности конструкции ВАЗ 1111
Кузов ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113 несущей конструкции, 3-дверный
хэтчбэк.
Двигатель ВАЗ-1111 (11113) половинка двигателя ВАЗ 2108
(21083). Поршни в нём движутся синхронно, но рабочий такт происходит только в
одном из них. Особенностью двигателя ВАЗ-1111 (11113) является пара
уравновешивающих валов, расположенных в картере двигателя, и представляющих из
себя эксцентрики, призванные скомпенсировать момент инерции синхронного
движения обоих поршней одновременно вверх и вниз. Уравновешивающие валы
приводятся во вращение посредством косозубого зубчатого колёса на коленвале, со
стороны маховика стартёра, и делают 1 оборот на каждый 1 оборот коленвала.
Подобный механизм применялся на V-образных двигателях МеМз, которые устанавливались
на автомобили Запорожец.
Система охлаждения ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113 аналогична системе
ВАЗ-2108 и имеет в своём составе термостат, блокирующий движение жидкости через
основной радиатор до достижения ею рабочей температуры. Насос охлаждающей
жидкости используется тоже от двигателя ВАЗ-2108, что гарантирует хорошее
охлаждение двигателя даже при высокой температуре окружающей среды. При низких
температурах, возможен недогрев двигателя до рабочей температуры вследствие
сильного отбора тепла со стороны отопителя салона.
В системе питания ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113 применяется
карбюратор оригинальной конструкции. В жаркую погоду возможно образование
паровых пробок в топливной магистрали из-за высоких температур в подкапотном
пространстве и отсутствия обратной магистрали циркуляции топлива. Тем не менее,
карбюратор ВАЗ-1111 (11113) имеет изначально не используемый прилив на крышке
под штуцер обратки, позволяющий прокладывать обратку до топливного бака
самостоятельно, чем полностью решается проблема подачи топлива.
Ходовая часть ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113. Передняя подвеска — типа
«Макферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска —
поперечная гибкая балка.
Тормозная система ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113 гидравлическая, с
передними дисковыми и задними барабанными тормозами. Регулятор давления в
задних тормозах находится под капотом, в отличие от большинства отечественных
автомобилей, в которых он находится у заднего моста. Зазор в задних тормозных
механизмах регулируется вручную.
Колёса ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113
12-дюймов, а крепление их дисков
к ступицам колёс осуществляется всего 3-мя гайками.
Интерьер ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113. Передняя панель максимально
упрощена, комбинация приборов используется от ВАЗ-2101. Бардачок ящик
отсутствует. В салоне много металла, не прикрытого какими либо декоративными
накладками. Часть машин комплектовалась улучшенной панелью приборов и
дополнительными элементами отделки интерьера.
Конструкция имеет очень высокую степень унификации с другими
автомобилями ВАЗ. Более трети деталей заимствована с ВАЗ-2101, ВАЗ-2103,
ВАЗ-2108, ВАЗ-2121 и других.
История производства Ваз 1111
Первоначально автомобиль выпускался на Волжском
автомобильном заводе, поэтому обозначается ВАЗ-1111, потом ВАЗ-11113. Позже производство Оки было также
передано в Серпухов на СеАЗ и в Набережные Челны на ЗМА – это легковое
подразделение КамАЗа. На АвтоВАЗе производство Оки было остановлено в 1995
году в связи с низкой Примерно в то же
время был разработан 0,75-литровый двухцилиндровый 33-сильный двигатель взамен
0,65-литрового 29,7-сильного. Новый 33-сильный двигатель ВАЗ-11113 также
представлял собой половинку более мощного 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083.
В конце 1998 года, после дефолта и резкой девальвации рубля, Ока оказалась одним из наиболее дешёвых средств
передвижения, что резко подстегнуло его популярность на внутреннем и внешнем
рынках. До 2005 года ЗМА и СеАЗ постоянно наращивали производство единственной
отечественной модели сегмента А, но в дальнейшем спрос на морально устаревшую
Оку стал падать из-за ревальвации рубля и притока более современных иномарок.
Кроме того, АВТОВАЗ свернул производство двигателя для Оки, посчитав
нерентабельным его дальнейшую адаптацию под нормы Евро-2, вводимые в стране с
2006 года, что потребовало замены дешёвого карбюратора на дорогую систему
впрыска и применение катализатора в системе выпуска.
В 2006 году производство Оки на ЗМА было. На оставшемся
единственным производителем Оки СеАЗе в 2006 году было налажено производство
её модификации СеАЗ-11116 с импортным китайским 3-цилиндровым 1,0-литровым
инжекторным двигателем (лицензионный мотор от Daihatsu Charade G10), а в 2007
году сделана попытка выпуска (произведена только опытно-промышленная партия)
пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также разработана усиленная
версия пикапа СеАЗ-11116-60 полурамной конструкции, грузоподъёмностью 400 кг. Вскоре после этого
СеАЗ прекратил производстство автомобилей с отечественным мотором, полностью
перейдя на китайский агрегат.
За годы выпуска Ока
регулярно модернизировалась: менялась панель приборов, система отопления и
вентиляции кузова, а также некоторые кузовные детали, прежде всего пластиковый
обвес, включая решётку радиатора и бамперы. Начали применяться колёса
увеличенной размерности (13" вместо 12"). Устанавливаемый на
СеАЗ-11116 китайский 3-цилиндровый двигатель развивает в полтора раза большую
мощность (53 л.с.
против 35 л.с.)
при существенно меньшей шумности и вибрациях, что вместе с 5ти ступенчатой КПП
улучшило динамику разгона, повысило максимальную скорость, а также обеспечило
выполнение экологических норм Евро-2, а с января 2008 года — Евро-3.
В ноябре 2008 года СеАЗ остановил выпуск Оки в связи с её
нерентабельностью.
Модификации Ваз 1111
ВАЗ-1111 — базовая модель с 2-цилиндровым карбюраторным
двигателем ВАЗ-1111 объёмом 0,65 литра. Выпускалась в 1988—1996 гг. на ВАЗе и
СеАЗе(«Ока»), КамАЗе («Кама»);
СеАЗ-1111-01 —для инвалидов без обеих ног;
СеАЗ-1111-02 —для инвалидов без одной ноги;
СеАЗ-1111-03 —для инвалидов без одной ноги и одной руки;
ВАЗ-11113 LADA OKA — модификация с 2-цилиндровым
карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра.
СеАЗ-11113-01 —для инвалидов без обеих ног. В 2000 году на
базе данной модификации был показан опытный образец «Ока Престиж» с мягким
тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом;
СеАЗ-11113-02 —для инвалидов без одной ноги;
СеАЗ-11113-03 —для инвалидов без одной ноги и одной руки;
СеАЗ-11116 — модификация с китайским 3-цилиндровым
инжекторным двигателем TJ FAW объёмом 1,0 литр, выпускавшаяся в 2007—2008 гг. СеАЗом;
СеАЗ-11116-01 —для инвалидов без обеих ног;
СеАЗ-11116-02 —для инвалидов без одной ноги;
СеАЗ «Ока Юниор» — мелкосерийная спортивная версия Оки для
начинающих автогонщиков. Оснащалась защитными дугами, спортивным рулём и
сиденьями с четырёхточечными ремнями безопасности;
СеАЗ «Спорт» — псевдогоночная версия Оки с дугами
безопасности, сиденьями Sparco с четырёхточечным ремнём безопасности,
креплением капота типа «спорт» и отключением «массы» из салона;
«Ока-Астро-1130» — мелкосерийная версия Оки выпускавшаяся
в 2002—2006 гг. челнинской малой фирмой «Астро-кар» (позднее «Камский
автосборочный завод») и оснащавшаяся украинским карбюраторным двигателем МЕМЗ
объёмом 1,1 литра уровня Евро-0. Отличалась удлинённой колёсной базой (версия
11301) и расширенной колеёй передних колёс. Запасное колесо было перенесено в
багажник.
«Астро-113011» — тюнинговая версия Оки выпускавшаяся в
2006—2007 гг. в Набережных Челнах по индивидуальным заказам малой фирмой
«Камский автосборочный завод» на базе серпуховских кузовов и оснащавшаяся
украинским инжекторным двигателем МЕМЗ объёмом 1,1 литра уровня Евро-2.
Отличалась только расширенной колеёй передних колёс;
ВАЗ-17013 «Тойма» — мелкосерийная коммерческая модель на
базе камской Оки. Оснащалась кузовом типа фургон с увеличенным задним свесом
и пластиковой надстройкой увеличивавшей полезный объём грузового отсека до 1,5 м³. Грузоподъёмность —
до 250 кг
(без пассажира). «Тойма» выпускалась челнинской малой фирмой «Астро-кар»
(позднее «Камский автосборочный завод») малыми партиями в 2000—2007 гг. Кроме
базовой развозной модели «Тойма» существовали следующие специализированные
версии: «милиция», «скорая помощь» и «социальная», с остеклённой надстройкой и
различной планировкой салонов, однако, за пределы опытно-серийных образцов они не
вышли;
ВАЗ-1301 «Гном» — опытный образец пикапа на базе камской
Оки. Конструкция шасси полурамная. Грузоподъёмность — до 350 кг (без пассажира).
Серийно не производилась.
СеАЗ-11116-010-50 «Ока Фургон» и СеАЗ-11116-011-50 Ока
Пикап — коммерческие модификации «Оки» на базе СеАЗ-11116 с кузовам типа
фургон (с пластиковой надстройкой) и пикап (без надстройки).
СеАЗ-11116-010-52 «Ока Универсал» — коммерческая модификация
Оки с кузовом типа фургонет (кузов хэтчбек с неостеклёнными боковинами и
грузовым отсеком вместо задней части пассажирского салона). В 2007 году было
произведено несколько опытных образцов.
СеАЗ-11116-60 "Ока Пикап с повышенной грузоподъёмностью
" — коммерческая модификация Оки с кузовом типа пикап с отдельной
бортовой платформой или с В 2007 году было произведено несколько опытных
образцов.
ТТМ-1901 "Беркут" — тяжелый снегоход классической лыжно-гусеничной схемы для транспортировки и
буксировки лыжников по пересеченной местности и снегу. Производится
под заказ нижегородской фирмой "Транспорт" с использованием элементов
кузова и светотехники Оки. Пассажировместимость 2 чел, гр. 200 кг, п.м. 900 кг, уд. давление на
поверхность 0,06 кг/см²; двигатель ВАЗ-21213 (80 л.с.), КПП 5-ст. механическая,
максимальная скорость 80
км/ч.
Параметр
|
ВАЗ-1111
|
ВАЗ-11113
|
Общие данные
|
Число мест
|
4
|
Число мест при сложенном заднем сиденье
|
2
|
Полезная масса, кг
|
340
|
Масса перевозимого груза, кг:
|
|
водитель и три пассажира
|
40
|
водитель и пассажир (при сложенном заднем сиденье)
|
190
|
Снаряженная масса автомобиля, кг
|
635
|
645
|
Разрешенная максимальная масса, кг
|
975
|
985
|
Габаритные размеры автомобиля при снаряженной
массе и статическом радиусе шин 237 мм
|
3200х1430х1400 мм
|
Дорожный просвет автомобиля при разрешенной
максимальной массе и статическом радиусе шин 237 мм, не менее, мм:
|
|
до подрамника
|
150
|
до масляного картера двигателя
|
170
|
Наименьший радиус поворота по оси следа
внешнего колеса, м
|
4,8
|
Максимальная скорость с водителем и одним
пассажиром, км/ч
|
120
|
130
|
Время разгона с места с водителем и одним
пассажиром до 100 км/ч, c
|
30
|
24
|
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем
при разрешенной максимальной массе, не менее, град
|
30
|
Тормозной путь автомобиля при разрешенной
максимальной массе со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого
ровного асфальтированного шоссе, не более, м: |
|
при использовании рабочей тормозной системы
|
38
|
при аварийном срабатывании (только одного
из контуров)
|
85
|
Полная масса буксируемого прицепа, кг:
|
|
не оборудованного тормозами
|
200
|
оборудованного тормозами
|
400
|
Двигатель
|
Модель
|
ВАЗ-1111
|
ВАЗ-11113
|
Тип
|
Четырехтактный, бензиновый,
карбюраторный
|
Число и расположение цилиндров
|
Два, рядное
|
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм
|
76 / 71
|
82 / 71
|
Рабочий объем, л
|
0,65
|
0,75
|
Степень сжатия
|
9,9
|
Номинальная мощность при частоте вращения
коленчатого вала 5000 мин–1
по ГОСТ 14846–88 (нетто), кВт (л.с.)
|
20,7 (28,2)
|
23,5 (32,0)
|
Максимальный крутящий момент при частоте
вращения коленчатого вала 3000 мин–1
по ГОСТ 14846–88 (нетто), Н·м (кгс·м)
|
44,0 (4,5)
|
52,3 (5,33)
|
Направление вращения коленчатого вала
|
Правое
|
Минимальная частота вращения коленчатого
вала в режиме холостого хода, мин–1
|
820–900
|
Порядок работы цилиндров
|
1–2
|
Массовая доля окиси углерода (СО) в отработавших
газах в режиме холостого хода, не более, %
|
1,5
|
Система питания
|
Карбюратор
|
1111-1107010
|
11113-1107010
|
Топливный насос
|
Диафрагменного типа, с сетчатым
фильтром и рычагом ручной подкачки топлива
|
Воздушный фильтр
|
Со сменным сухим фильтрующим
элементоми ручной сезонной регулировкой
|
Трансмиссия
|
Сцепление
|
Однодисковое, сухое, с диафрагменной
пружиной
|
Привод сцепления
|
Тросовый, беззазорный
|
Коробка передач
|
Механическая, четырехступенчатая,
с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Главная передача
цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, двухсателлитный
|
Передаточные числа передач:
|
|
первой / второй / третьей / четвертой /
заднего хода
|
3,7 / 2,06 / 1,27 / 0,90 / 3,67
|
главной
|
4,54
|
4,1
|
Привод передних колес
|
Наружный и внутренний шарниры
равных угловыхскоростей (ШРУСы), соединенные валами
|
Ходовая часть
|
Передняя подвеска
|
Независимая, с телескопическими
гидравлическими амортизаторными стойками, с цилиндрическими пружинами,
нижними поперечными рычагами, растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости
|
Задняя подвеска
|
С цилиндрическими пружинами,
гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и продольными рычагами,
упруго соединенными поперечной балкой
|
Колеса
|
Дисковые, штампованные
|
Размер обода
|
4В–12Н2
|
Шины
|
Радиальные, низкопрофильные,
камерные или бескамерные
|
Размер шин
|
135/80 R12 или 145/80 R12
(Устанавливаются по комплектации)
|
Рулевое управление
|
Рулевой механизм
|
Шестерня–рейка
|
Рулевой привод
|
Две тяги с шарнирами со стороны
рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов
|
Тормозная система
|
Рабочая тормозная система:
|
|
передний тормозной механизм
|
Дисковый, с подвижным суппортом
и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками
|
задний тормозной механизм
|
Барабанный, с самоустанавливающимися
колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном
|
Тормозной привод
|
Гидравлический, двухконтурный,
с диагональным разделением контуров, вакуумным усилителем и регулятором
давления
|
Стояночный тормоз
|
Ручной, с тросовым приводом
на колодки задних тормозных механизмов
|
Электрооборудование
|
Схема электрооборудования
|
Однопроводная, отрицательный
полюс источников питания соединен с "массой”. Номинальное напряжение 12
В
|
Аккумуляторная батарея
|
6СТ–36А емкостью 36 А·ч или
6СТ–44А емкостью 44 А·ч
|
Генератор
|
37.3701 переменного тока,
с встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения
|
Стартер
|
39.3708 дистанционного управления,
с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
|
Датчик момента искрообразования
|
5520.3706 с центробежным
автоматом и вакуумным регулятором угла опережения зажигания
|
Коммутатор зажигания
|
3620.3734, 72.3734, 76.3734,
К563.3734, HIM-52, RT1903, PZE4020
|
Катушка зажигания
|
29.3705 или 3012.3705 с двумя
высоковольтными выводами
|
Свечи зажигания
|
А17ДВР, А17ДВРМ, FE65PR,
FE65CPR
|
Выключатель зажигания
|
2108-3704005-40 или KZ813
с блокировкой от повторного включения стартера и встроенным противоугонным
устройством
|
Кузов
|
Модель
|
1111
|
Тип
|
Трехдверный, хэтчбек
|
|