Трактор Запорожец
История создания трактора "Запорожец"
В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства.
Опытный образец трактора Запорожец был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8.
Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до красна. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как Запорожец, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)».
Запорожец решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство.
Спрос на трактор марки Запорожец был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли Запорожец, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного аналога. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск Запорожцев до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу Запорожца. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.
Всего тракторов Запорожец было выпущено около 500 штук
Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. Запорожец прост в производстве и эксплуатации. Трактор Запорожец имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
ТРАКТОР ЗАПОРОЖЕЦ: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.
Технические характеристики трактора Запорожец Тип трактора колесный, общего назначения Тип двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа Номинальная мощность двигателя, л.с. 12 Мощность на крюке, л.с. 6 Топливо сырая нефть Количество передач вперед 1 назад отсутствует Скорость движения, км/ч вперед 3,6 Габариты размеры, мм длина ширина 2030 высота (по капоту) 1630 Масса трактора, кг 1920
|